Страница этой статьи на сайте

Запах Элегантности

Автор: Miss_JuJu

Давным-давно - где-то в двадцатых годах прошлого века – в Париже жила одна мадмуазель, очень недовольная духами. Она считала, что «у женщины должен быть свой запах», т. к. «женщина не имеет права пахнуть тем, мимо чего она проходила – пищей, пылью, сыростью и, уж конечно, потом! А еще она не должна пахнуть цветочной оранжереей, втиснутой в расфуфыренный флакон!» - «Это не запах элегантности!» Наверное, вы уже догадались, что звали недовольную даму – Коко Шанель. Прошли те времена, когда ей казался замечательным только запах чистоты, а дешевый запах «Душистого горошка» от Флорис приводил в восторг. Ей было обидно осознавать, что ее «творение» - новая женщина, которую она уже вытащила из корсета и переодела, а после даже и подстригла, все еще пахла «волшебными жидкостями» типа «Вечернего опьянения», «Волшебных садов Семирамиды», разлитыми в вычурные флаконы фабрики Рене Лалика.

духи
Рене Лалик (1860 – 1945)
парфюмерия
элегантность
И немудрено! Стеклодувы, конечно, старались и производили флаконы самых немыслимых форм. Даже пробки были изготовлены в виде стеклянных скульптур. Кстати, многие женщины покупали духи только ради флаконов. Содержимое оказывалось еще более вычурным и немыслимо терпким – от «волшебных жидкостей» несло так, что могло сбить с ног слабых здоровьем!!! Устойчивого запаха не было в принципе – любой «аромат» выветривался через пару часов, поэтому приходилось душиться снова и снова. И Шанель, впрочем, как и всегда, нашла выход.

Габриэль отправилась… Куда бы вы думали? О! Конечно же, в Грасс – очаровательное место, с пронзительным синим небом, ослепительно ярким солнцем и воздухом, пропитанным запахом розового масла, которое растекалось по флаконам, закупоривалось и развозилось по всем уголкам мира. Духи Франции… Запах Франции… «Франции может быть, но не женщины. Я очень люблю розы и запах розового масла, но женщина, которая пахнет только им, совершенно бездарна. Хуже только не пахнуть ничем или пахнуть потом» - так говорила Шанель.

Итак, в этом парфюмерном раю она совместно с Эрнестом Бо приступила к созданию нового аромата – СВОЕГО АРОМАТА! Интересен тот факт, что знакомство с Бо - подарок Великого князя Дмитрий Павлович Романов, отрекомендовавшего этого французско-русского парфюмера довольно интригующе – «Вот человек, творение которого способны оценить только Вы».

Коко Шанель
Коко Шанель и Великий князь Дмитрий Павлович

И Шанель оценила!!! Ознакомившись с образцами духов, созданных Эрнестом, она сказала мастеру: « Вы должны создать запах элегантной женщины. Женщины, понимаете, а не вазы с цветами». Бо поспешил успокоить: «Я создаю синтетические запахи, они не будут похожи на вазу с цветами». Работа началась. Габриэль не прогадала – Бо стал первым парфюмером, которому удалось построить на основе молекул альдегидов полноценный аромат.

Chanel
Эрнест Бо (1882 – 1961)

Спустя некоторое время, на столике перед Шанель выстроились в ряд пять пронумерованных обычных аптекарских емкостей с притертыми пробками. Янтарная жидкость за стеклом казалось нереальной, вызывала желание нюхать и нюхать. После некоторого раздумья Шанель выбрала экземпляр, на аккуратно приклеенной бумажке которого стоял пятый номер. Следующим решением Мадмуазель было ничего не украшать – она выбрала именно аптекарский флакон, немало удивив при этом парфюмера.

И это были не все «сюрпризы»: название повергло в шок даже Великого князя , уже, казалось бы, привыкшего к «проделкам» Габриэль – просто «Шанель №5»! Дмитрий Павлович попытался воззвать к здравому смыслу: « Удивительно, Вы всегда стремились быть и называться первой…» На что Шанель безапелляционно ответила: «Запомните: Шанель всегда №1, даже если это «Шанель №5»!» И время – великий и неумолимый судья - доказало ее правоту… но это было потом, а пока… пока нужно было налаживать производство. Правда, аптечный флакон все же пришлось слегка изменить – чуть огранить пробку, чтобы удобней было открывать, но главное – флакон получил ярлычок с двумя переплетенными буквами С(фирменный знак Шанель).. Теперь черное на белом, прозрачное стекло и янтарная жидкость –бессмертная классика…

Париж
Эволюция флакона

Даже дороговизна производства не смущала Шанель, она-то знала толк в торговых делах. Сейчас флакона хватало совсем ненадолго, женщинам приходилось покупать и покупать духи - это выгодно производителям, но не самим женщинам. Купив один флакон вместо пяти, даже если он стоит как три, женщина все равно останется в прибыли. Триумф женской логики!

Новому аромату была нужна реклама. И Габриэль нашла гениальное решение – она отправила духи в качестве рождественского подарка самым шикарным дамам, вместо того, чтобы отдать первые образцы в «Галери Лафайет». И на вопросы желающих отвечала, что духи можно будет приобрести очень скоро и только у нее. Цену она выставила высокую, но - как говорила сама Габриэль – «Какая женщина не потратит последние деньги, чтобы пахнуть не хуже, чем ее подруги?» И она не прогадала! Париж 1921 года пах «Шанель №5»!

Франция
Галери Лафайет

К сожалению, Шанель не могла осилить все производство сама, поэтому сначала сотрудничала с фирмой «Ралле», но была не очень довольна качеством работы, да и спрос на духи все возрастал, и к Габриэль пришел на помощь Теофиль Бадер (основатель вышеупомянутой «Галери Лафайет»), познакомив с настоящими профессионалами – Пьером и Полем Вертхаймерами. Их фирма «Буржуа» и по сей день производит «Шанель №5».


мода
Сотрудничество с братьями Вертхаймерами было плодотворным, но отнюдь не легким. Вместе они смогли завоевать, без преувеличения, весь мир, но очень много лет воевали между собой. Парни оказались настоящими акулами, они ничего не понимали в химии и всяких альдегидах, мало смыслили в самом изготовлении духов, зато прекрасно разбирались в организации парфюмерного производства и сбыта продукции, имели договоры со многими магазинами по всей Европе и даже в Америке. Они предложили создать новую фирму «Духи Шанель», которая будет заниматься только производством ее духов. Это было рискованное предложение, но Верхтхаймеры верили в успех. Шанель согласилась, но удача отвернулась от нее на этот раз, и она угадила в ловушку. Дело в том, что акции фирмы распределились неравномерно - Габриэль входила туда только с рецептом и именем – и получила только 10% акций, Баде со своими складами и возможностями «Галери Лафайет» 20%, а вот братишки получили ни много, ни мало 70%!!! Но даже эти 10 % давали Шанель финансовую независимость, и возможность не вкладывать больше ничего в производство.

«Вот что значит удачно принюхаться!» - сказала по этому поводу Шанель. Но довольно скоро она поняла, как ловко эти акулы ее надули! Производство и продажи духов во всем мире неуклонно росли, но каким-то вполне законным образом она получала от этого все меньше и меньше. Вертхаймеры выкупили долю Баде, а затем принялись организовывать подставные фирмы, которым без конца перепродавали права на производство за сущие гроши, в результате доходы самой Габриэль становились просто смехотворными. Можно ли не воевать с ними? Особенно тяжело стало во время Второй мировой войны, когда Дом моделей на рю Камбон был закрыт. Вертхаймеры просто откровенно издевались над Шанель, но они плохо ее знали… Терпение Габриэль лопнуло: «Наступил момент, когда мне все это не просто надоело, я возжаждала крови!» Сначала она пыталась биться с ними в судах, но тщетно. И тогда она сделала то, чего от нее не ждал никто – «Они отобрали у меня мои «Шанель №5»? Я сделаю другие духи, распоряжаться которыми буду только я сама, безо всяких профессионалов-помощников, вернее, обдирал!»

В сейфе банка Шанель лежали не только деньги, но и несколько листков с точным составом «Шанель №5». В Швейцарии она нашла нового парфюмера – Жака Польже ( работать с Эрнестом Бо больше не хотелось, так как он предательски сотрудничал с братишками за ее спиной), который оказался настоящим мастером своего дела. И вновь перед Габриэль оказались флаконы с янтарной жидкостью, и запах, как заметила сама Мадмуазель Коко, был «даже лучше, чем у … «Шанель №5»… И вновь она безошибочно сделала выбор, в результате которого и родились - «Chanel Mademoiselle» и «Chanel Rue Cambon №31».

духипарфюмерия
Габриэль продала свои акции и открыто объявила, что «Chanel №5» теперь не имеет к ней никакого отношения. Вертхаймеры пытались нанести упреждающий удар – они срочно раскошелились на рекламу «Chanel №5» в Америке, но было слишком поздно – пробные образцы новых ароматов уже были отосланы владельцам ведущих универмагов (например, в «Сакс») и многим и многим из тех, от кого зависели продажи и реклама новых духов.
Из-за такой «выходки» Шанель, в 1946 году братья Вертхаймеры сами связались с ее адвокатом – Рене де Шамбрэном – и заключили новое соглашение, согласившись со всеми требованиями Габриэль. Она получала 2% от продаж духов во всем мире, серьезное возмещение понесенных ранее убытков и право производить и продавать духи «Мадемуазель Шанель». Таким образом, в 1947 году Шанель одержала победу.

Сегодня, почти век спустя, фирма Chanel выпускает много ароматов, как для женщин, так и для мужчин. Надеюсь, Великая Мадмуазель была бы довольна…

Статья подготовлена по материалам дневников и биографий.
Фотографии: life-pedia.ru, mylitta.ru, misfitzabroad.blogspot.com

Адрес этой статьи: https://www.relook.ru/article/18043/
© relook