Страница этой статьи на сайте

«Сальваторе Феррагамо – сапожник мечты»

Автор: Miss_JuJu
Группа: Шузоманки - добро пожаловать! :)




В детстве всем задавали вопрос: «Кем ты станешь, когда вырастешь?» Наши ответы были самими разными и варьировались с течением времени, в зависимости от многих факторов, но все-таки в них было нечто общее – мы хотели быть кем-то необычным (продавцом мороженого, кондитером, изобретателем игрушек, путешественником-первооткрывателем и проч.), или благородным (врачом, ветеринаром, учителем, суперменом), «крутым» (космонавтом, президентом или тем же суперменом), популярным (актрисой, моделью, банкиром и т. п.). Редко, кто мечтает стать… САПОЖНИКОМ! Однако такой человек был… 5 июня 1898 года в Италии, где, кажется, все умеют шить обувь, в провинции Ирпения в маленькой деревушке Бенито родился обычный мальчик с необычной мечтой – стать сапожником (позже в своих мемуарах "Сапожник мечты" Сальваторе Феррагамо – именно он был тем мальчиком - писал: "Я родился, чтобы быть сапожником. Наверное, я им был в предыдущих жизнях" ), но не простым, а самым лучшим в мире. И ему это, бесспорно, удалось.




Уже к восьми годам он мастерски управлялся с молотком, дратвой и сапожным ножом. В девятилетнем возрасте сделал свою первую пару обуви для сестры, которую та обула на миропомазание, в двенадцать - открыл обувную мастерскую в доме родителей. Кроме того, Феррагамо изучал сапожное дело в Неаполе. В шестнадцать Сальваторе эмигрировал к своим братьям в Бостон. Через некоторое время он убедил их переехать в Санта-Барбару и открыть магазин починки и изготовления обуви по индивидуальному заказу. Основным кредо Феррагамо было: обувь нужно делать только вручную. "Я никогда не видел хорошей пары обуви, сделанной на машине. Она слишком индивидуальна". Он мечтал создать для каждого человека его собственную пару обуви, которая обнимала бы ногу с нежностью шелка. К нашему сожалению, подобной обувью всех он осчастливить не смог, но конкретные заказчики были в восторге.


SALVATORE – единственная мужская модель, которую создал Феррагамо. Эти туфли очень любил носить американский художник Энди Уорхол. Сегодня существуют и модели этой серии, на которых воспроизводятся брызги краски на мысках туфлей Уорхола.

Его талант был быстро замечен в Санта-Барбаре, а затем в находящемся недалеко от нее Голливуде. Создатели фильмов стали захаживать в магазин братьев Феррагамо вначале за интересными моделями, а затем делать заказы, что привело к длительному периоду сотрудничества с кинематографом. Именно Феррагамо изобрел "плоские" туфли для Греты Гарбо, каблук "стилет" для Мэрилин Монро, а для крохотной Кармен Миранды (ее рост был всего 155 см) - туфли на платформе. К каждой приме великий мастер находил свой подход. Так родились уникальные шелковые туфли Софи Лорен, бархатные лодочки Монро, золотые босоножки бразильской танцовщицы Кармен Миранды, футуристические босоножки Джуди Гарланд и "невидимые" босоножки из лески - лауреаты "Оскара".
Феррагамо удавалось помнить все привычки и капризы знатных особ. Например, графиня Виндзорская никогда не надевала новинок, она заказывала одинаковые туфли из белого атласа, а затем просто красила их в тон платьям. Марлен Дитрих надевала каждую пару туфель лишь два раза. Грету Гарбо Сальваторе научил носить каблук и сшил ей 70 пар туфель. Для Первой леди Аргентины - Эвиты Перон - он сочинял самые безумные туфли за не менее безумные деньги. Клара Петаччи - любовница Муссолини - соперничала с Эвитой в страсти к обуви. (После казни Клары в ателье Феррагамо осталось полсотни заказанных и неоплаченных пар!). Также ему приходилось обувать Еву Браун. За таких клиенток Феррагамо позже обвинили в симпатиях к нацизму, но дело все в том, что его интересовали только ноги и туфли.
Доказательством тому служит уникальная классификация звездных клиенток, которых Феррагамо делил на Золушек, Венер и Аристократок, а критерием служил … РАЗМЕР СТОПЫ! Сальваторе совершенно серьезно утверждал, что именно стопа - показатель натуры женщины, и как бы ни пряталась актриса за своим экранным образом, только увидев ее ножку, он сразу расскажет о ее предпочтениях. Итак, Золушки – это те, у кого ножка маленькая (меньше 36-го размера), они очень женственны и большие любительницы мехов и драгоценностей. Поэтому для Золушек в оформлении их туфелек применимы стразы, перышки и всякая дорогая всячина. Венеры – женщины со стопой средней длины, такие красивы, очень взыскательны, изысканны, обаятельны, но противоречивы, им лучше создавать модели изящные, но простые, без особой вычурности. И третий тип – Аристократки – женщины с большой стопой ( от 38-го). Аристократки чувствительны и благородны.



MARILYN. Красные туфли на шпильках, украшенные горным хрусталем, которые носила Мэрилин Монро в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок»., также на, пожалуй самой знаменитой своей фотографии с развевающейся юбкой звезда позирует именно в его туфлях.


Можете сами проверить правильность оценки Феррагамо. Так, к Золушкам относились Ава Гарднер, Мэри Пикфорд, Джина Лоллобрижида… К Венерам – королева Елизавета, Анна Павлова, Ева Браун… К Аристократкам – Ингрид Бергман, Грета Гарбо, Одри и Кэтрин Хепберн.

Сальваторе окутывал заботой ножки великих женщин, а их обладательницы, в свою очередь, обожали Феррагамо. Например, Одри Хепберн в своей автобиографии пишет: «Это лучший мастер не только по моему мнению, но и по всеобщему. Обувать стольких звезд и при этом угодить каждой… У него существовали деревянные колодки под каждую ножку клиенток, поэтому можно было не беспокоиться о примерках, любая обувь садилась по ноге как влитая, нигде не жало, не давило, не терло.»


AUDREY. Балетки были специально созданы для актрисы Одри Хепбёрн.



Однако, его процветающая репутация «сапожника для звёзд» только частично удовлетворяла его. Феррагамо считал, что учиться нужно постоянно. Например, какое-то время он не мог понять, почему его обувь, радуя глаз, все же повреждает ногу. И, уже будучи первым обувщиком Голливуда, он, как обычный студент, посещал уроки анатомии в местном университете, где особенно тщательно изучал анатомию ноги и стопы. «Правильная обувь поддерживает свод стопы так, как если бы ее обхватить рукой; ни один палец не должен упираться в носочную часть обуви. Вы должны чувствовать себя комфортно десять секунд спустя после того, как наденете новые туфли», - утверждал знаменитый сапожник.

Таким образом, он произвел революцию в ортопедической обуви, вернув многим несчастным способность ходить без палок и костылей. Его называли колдуном, а его обувь ходячей скульптурой. Это действительно был сапожник милостью божьей, умевший создавать комфорт даже самой корявой и деформированной ноге.





Феррагамо всегда признавался провидцем, и его проекты колебались от поразительно причудливого произведения искусства до традиционно изящного, часто служа главным вдохновением для других проектировщиков обуви. Он не просто улучшал традиционные конструкции, но и создавал новые. Именно благодаря ему появились знаменитые каблуки "танкетки", клиновидные каблуки, каблуки в духе XVIII века, сдвинутые почти к своду стопы, каблуки в форме "катушки".


WEDGE. Знаменитая танкетка. Эта модель из замши была создана для Пегги Гуггенхайм, владелицы известного музея Гуггенхайм в Нью-Йорке.

Феррагамо никогда не довольствовался только техническими усовершенствованиями, а работал с обувью так, как маэстро "от кутюр" работает с одеждой. Он создавал туфли, украшенные алмазами, жемчугом, золотым и серебряным шитьем, стразами и вставками из кусочков зеркал, отделывал кружевом, вытачивал каблуки из всего, что только годится для их изготовления. Кроме того, туфли снабжались подкладками из шкур леопарда, питона, кенгуру и антилопы. А когда наскучили драгоценности, в ход пошли раковины, рыбья чешуя и морские водоросли, перья колибри и страуса. "Сапожник не должен ни в чем себя ограничивать",- утверждал мастер "высокой моды".




Даже когда началась война и, для «гражданских» сапожников настало время чудовищного дефицита, а лучшее сырье стало уходить на обмундирование для армии, гений Феррагамо не бездействовал: он заменил подошвенную кожу на кору пробкового дуба, шевро для союзок уступило место плетеному в изящные сеточки целлофану, кроме того он вернулся к старинной технологии обуви из текстиля.






Также среди изобретений Феррагамо - сандалии на завязках в древнеримском стиле, сделанные им для голливудского фильма в 20-е годы. Именно он придумал открытые туфли с разноцветными вкладками и каблук-клетку, состоящий из прутьев.




Кроме конкретных заказов, Феррагамо находил время и для собственного творчества. Однажды он встретил на берегу реки Арно рыболова, и поинтересовался, не боится ли тот, что тоненькая леска быстро порвется? "Это нейлон,- равнодушно бросил рыболов, - не порвется". Тогда с криком: "Как же это мне раньше в голову не приходило?!", Сальваторе Феррагамо помчался в мастерскую и за ночь придумал и сделал "невидимую" обувь из прозрачной нейлоновой сетки на оригинальном клиновидном каблуке. За эту модель он удостоился премии Неймана и Маркуса (которая в мире обуви приравнивается кинематографическому Оскару).


AMERICA – «Невидимые» босоножки из прозрачной нейлоновой сетки на клиновидном каблуке.

Сальваторе Феррагамо умер 7 августа 1960 года, но его имя живёт как международная компания, которая расширила свои действия, чтобы включать роскошную обувь, сумки, защитные очки, шелковые принадлежности, часы, духи и готовую линию одежды "прет-а-порте".

Во Флоренции есть музей Сальваторе Феррагамо (так как именно там обосновался великий мастер, после тринадцатилетней жизни в эмиграции в США) - гениального дизайнера, страстного исследователя и неутомимого экспериментатора, который за годы своего творчества работал во всех стилях и попробовал в деле все мыслимые и немыслимые материалы, предоставив своим последователям лишь вспоминать "хорошо забытое старое". Даже сегодня, спустя полвека, многие его творения остаются актуальными.

Адрес этой статьи: https://www.relook.ru/post/15371/
© relook