Hipster, хипстер

Хипстер – это представитель городской молодежной субкультуры, зародившейся в США в 90-е годы ХХ века. Чаще всего это молодые люди и девушки от 17 до 30 лет. Они всегда в курсе самых модных веяний искусства. Сам термин «hipster», возникший в Нью-Йорке еще в 1940-х годах, происходит от американского выражения «to be hip» («быть в теме», «быть понимающим человеком»).

По определениям из нового Оксфордского Университетского словаря, хипстеры – это те, кто следуют самым последним тенденциям моды. К ним часто относят представителей «золотой молодежи», которая может позволить себе не работать или заниматься творчеством. Среди хипстеров много независимых художников, дизайнеров, фотографов, музыкантов, журналистов и других представителей искусства. Они выступают за свободное самовыражение в противовес массовой культуре.

Впервые понятие «хипстер» можно было услышать еще в «эпоху джаза» и битников в Нью-Йорке 40-х годов прошлого столетия. Так называли всех, кто предпочитал свободный джазовый стиль во всех сферах жизни: от одежды до поведения. Они мечтательно слонялись по нью-йоркским улицам с блокнотами, куда записывали свои самые сумасшедшие идеи. Им было посвящено эссе «Белый негр» (1956) американского писателя Норманна Мейлера, где он назвал их экзистенциалистами, отделившимися от социума и не собирающимися подчиняться общепринятым канонам.

Затем в 1950-60-х годах ХХ века американских хипстеров-меломанов сменили битники-интеллектуалы. Это «разбитое войной» поколение отличалось крайне радикальным неприятием общественной морали и ценностей. В основном битничество было связано с деятельностью творческой богемы, в частности американских писателей: Джека Керуака, Чарльза Буковски, Уильяма Берроуза, Алена Гинзберга. Позже слэнговое слово «beat» («разбитый») прочно вошло в лексикон современных хипстеров.

В то же время в СССР активно набирало обороты движение стиляг – отвязных, ярко одетых, молодых людей, слушающих запрещенные тогда джаз и рок-н-ролл. Стиляги, как и хипстеры, стремились к свободе и противостояли массовости. Но о собственно хипстерах будто бы и вовсе забыли, а они не переставали существовать, просто не заявляли о себе открыто.

В 1990-е, почувствовав дух свободы, хипстеры будто заново родились. Среди них чаще стали встречаться молодые девушки и юноши средних слоев населения получивших или получающих высшее образование. От своих угрюмых и размеренных предшественников они отличаются более позитивным взглядом на жизнь, мирной позицией и активным творчеством. Хипстеры конца ХХ – начала ХХI веков слушают и сочиняют альтернативную, независимую музыку (инди, вонки, ню-рейв, реп-рейв и пр.), смотрят и снимают арт-хаус кино, посещают и организуют выставки современного искусства и много фотографируют. Пленочный фотоаппарат (ломограф) является их неизменным атрибутом, где бы они ни находились.

Существует два вида хипстеров – «cool» («прохладные») и «hot» («горячие»). Первые из них – более спокойные, замкнутые, предпочитающие общению молчаливое созерцание и размышления. Одетые в черное, они тихо сидят в кабаках и слушают Майлза Дэвиса и Ленни Тристано. Их «горячие» товарищи, наоборот, очень дружелюбны, активны, общительны и очень эмоциональны, даже на грани легкого помешательства. Они находятся в постоянном поиске интересных людей и новых мыслей. Эти страстные натуры предпочитают дикий джаз Уилли Диксона и Чабби Джексона.

Оба типа хипстеров – настоящие модники. В толпе их можно узнать по джинсам-скинни или леггинсам, растянутой футболке или майке с оригинальным принтом и по очкам Wayfarer от Ray-Ban с роговой оправой без диоптрии. Сложно провести грань между мужским и женским стилем хипстеров. Чаще они предпочитают унисекс и винтаж, смешанные с элементами современной моды. В их гардеробе встречаются клетчатая рубашка, классические свитер и брюки ярких расцветок, кеды от «Convers», футболка с названием какого-нибудь альтернативного музыкального коллектива, колготки с дырками и многочисленные объемные шарфы.

Кроме фотоаппарата они любят носить с собой дерматиновый блокнот молескин, записывая туда интересные моменты жизни и свои мысли. А хипстеры ХХI века дополнили к своим обязательным атрибутам еще и гаджеты от Apple (айфоны, айпады, макбуки и пр.). На голове у них всегда ухоженная, новомодная прическа с налетом легкой небрежности. Мужчины часто отращивают бороду или усы. В их среде не принято быть полными, и многие хипстеры – вегетарианцы.

Основным местом для общения представителей этой молодежи является Интернет. Они любят создавать и вести различные фэшн-блоги, твиттеры и форумы. Читают журналы «Guerilla», «Clash», «Vice» и др. В Москве их можно частенько встретить в Камергерском переулке, в Центре современного искусства «Винзавод», в клубе «Солянка» и на ежегодном мероприятии «Пикник Афиша».

По стилю одежды западных хипстеров сложно отличить от обычных студентов или старших школьников. Их российские последователи более заметны на фоне остальных городских жителей. Судя по данным Интернет-ресурсов, субкультура хипстеров в России намного популярнее, чем на Западе. О них много шутят, спорят и рассказывают. Помимо того, что благодаря хипстерам в моде появились новые тенденции и стиль, эти свободолюбивые интеллектуалы обратили внимание масс на искусство, возвеличив и превратив его в одну из самых значимых сфер человеческой жизни. Не стремясь решать сложные политические и социальные вопросы, они отстаивают свободу и безграничность творчества.